ЖЕНЩИНЫ ВИДЖАЯНАГАРА
- Виктор Ненилин
- 1 июн. 2017 г.
- 3 мин. чтения
Из книги В. Ненилина «Легенды Хампи». Часть первая, глава четвёртая - « Индийские амазонки»
Женщины составляли подавляющие большинство жителей царского дворца в Виджаянагаре. Кроме родственниц, жён и наложниц царя во дворце жили их подруги и многочисленные служанки и рабыни. Посетивший Виджаянагар в XVI веке португалец Дуарте Барбоза писал в своём дневнике: «Прислуга во дворце состоит в основном из женщин, которые неотлучно там живут и для них во дворце выделены очень хорошие апартаменты». Так же дела обстояли и во дворцах квази — южно-индийских правителей, которые находились в вассальной зависимости от Виджаянагара. В те времена при дворе почти каждого монарха находились вооружённые отряды женщин телохранительниц и стражниц. Историки часто называют их «индийскими амазонками».
Возможно, эта традиция стала распространятся в Индии только во времена античности. В Ведической и в эпической литературе нет упоминаний о женщинах воинах за исключением нескольких частных случаев. Так, например, воительницами являются богини Дурга и Кали — воплощения Богини Парвати. В «Рамаяне» царица Кайкейя во время битвы спасает от гибели своего супруга — царя Дашаратху. Не исключено, что и в те времена царевны и придворные дамы обучались стрельбе из лука и владели холодным оружием. Однако, организованные отряды из женщин-воинов упоминаются в «Рамаяне» всего лишь несколько раз — во дворцах царя ракшасов Раваны. В более поздних редакциях «Рамаяны» есть рассказ о Сулочане — жене Индраджита, который был старшим сыном Раваны. После смерти в бою своего мужа она, возглавив отряд женщин, вступила в сражение с Лакшманом и погибла. Если согласится с тем, что демоны-ракшасы это воинственные аборигенные племена Южной Индии, то им вполне могла принадлежать традиция женщин-воинов, которые шли в бой плечом к плечу с мужчинами. Многие племена имели матриархальный уклад жизни, а в некоторых районах Индии матриархат сохранился до наших дней. Наиры и тоды — народности проживающие в Керале — придерживаются многих матриархальных устоев. Но особенно ярко матриархат проявляется в Ассаме у племён кхасси. У них практикуется полиа́ндрия (многомужество) и наследство передаётся по материнской линии. Каждый большой праздник или торжество в Ассаме начинается с танцев, которые исполняют вооружённые мечом и щитом женщины.
Во времена правления Чандрагупты Маурьи, вооружённые женщины уже составляли часть царской свиты. Они проходили тренировку в единоборствах — их обучали владению мечом, стрельбе из лука и приемам рукопашного боя. Вооруженных телохранительниц также содержали для присмотра за гаремами наряду с евнухами. Греческий посол от Силевка Никатора — Мегасфен, посетил империю Маурьев и описал высоких и крепких телохранительниц царя. Он пишет, что эти женщины сопровождали Чандрагупту на охоте, управляя лошадьми, колесницами и слонами. Мегасфен, не раз слышавший об амазонках, открыто восхищался доблестью этих женщин.
В поздней античности и раннем средневековье традиция амазонок при царском дворе становится нормой, и уже каждый правитель окружал себя вооружёнными женщинами. Среди руин города Амаравати была обнаружена скульптура, датируемая II в. н.э., которая представляет одну из таких воительниц. Она изображена полуобнаженной и вооружена мечом, подвешенным на левом боку с помощью ремня, перекинутого через плечо. Так же изображения вооруженных женщин встречаются на гандхарских рельефах времён Кушанской Империи. Очень яркое описание женщины-привратницы встречается в классической санскритской литературе. Бана в романе «Кадамбари» пишет:
«С левого бока у неё свисал меч, точно у мужественного воина, и она казалась прекрасной, но грозной, как сандаловое дерево, полное ядовитых змей».
Среди руин царского дворца и на стенах храмов в Хампи можно увидеть множество барельефов, представляющих этих амазонок — женщины изображены стреляющими из лука, охотящиеся на диких животных, сражающиеся друг с другом. Во времена Виджаянагарской империи личная отвага женщин стала занимать особое место. Надписи на скульптурах того времени свидетельствуют о героических деяниях женщин. Они охраняли различные части военных укреплений, дворцов и гаремов и напрямую докладывали императору обо всех происшествиях. Некоторые из этих воительниц даже присматривали за офицерами. Их вооружение состояло из кинжала, длинного меча и щита. Многие были также вооружены луком и стрелами. Некоторые из них были превосходными наездницами. При дворе их насчитывалось не менее тысячи. Когда Нараса Наяка вошёл в царский дворец, чтобы утвердить власть Нарасимхи Сулавы, именно женщины с оружием в руках встали на защиту последнего царя династии Сангама — Вирупакши II. Эти воительницы постоянно проживали во дворце и пользовались особым расположением и доверием монархов. Большинство из них было незамужними. Чтобы сохранить боевой дух и не иметь желания общения с противоположным полом, они принимали особый напиток из трав, понижающий либидо. Но если всё же какая-то из воительниц проявляла желание выйти замуж, ей позволялось это сделать. Став женой мужчины из своей касты, она не теряла положения при дворе и продолжала носить оружие и пользоваться уважением.
Среди этих амазонок были также и женщины-борцы, которые демонстрировали своё искусство перед царями, царицами и знатью во время праздника Дасара. История сохранила имя одной из таких женщин. Это была Хариякка, дочь Мадигауды — самого известного в Виджаянагарской империи борца-гладиатора. Она жила в середине XV века в провинции Шивамога и ей приписывается ряд громких побед в борцовских поединках с мужчинами. Эти её победы были выгравированы в камне.
コメント