ЛАКУНДИ
- Виктор Ненилин
- 30 июн. 2017 г.
- 3 мин. чтения

Все кто ездил на машине в Хампи, проезжали через небольшую неприметную деревушку Лакунди. Но у этой маленькой деревни весьма интересная, древняя история.
Когда ещё не было Империи Виджаянагар, а в самом Хампи стоял лишь храм Пампапати, не обнесённый стеной и не украшенный великолепной гопурой, Лакунди уже был городом с широкими улицами и базарами. Здесь возвышались храмы и плескалась вода в священных пушкарани. Город назывался Лакшми Гунди, в честь богини Лакшми, храм которой стоял на берегу небольшого искусственного озера.
B XI веке в городе присутствовала большая община джайнов, которым покровительствовал царь Ахавамалла, принадлежащий к династии Чалукьев из Кальяни. Несмотря на своё увлечение джайнизмом царь так же с превеликим почтением относился и к брахманам, которые издревле населяли Лакшми Гунди и его окрестности. Вовремя его правления праведная женщина по имени Даначинтамани Аттимаббе, которая была женой первого министра и генерала Чалукьев – Нагадевы, построила в Лакшми Гунди джайнский храм Басади, посвящённый Вардхамана Махавиру.
Не придавая большого значения философским различиям между индуизмом и джайнизмом, царь Ахавамалла пытался слить воедино две религии, словно воды двух бурлящих потоков. Он настоял на том что бы в Басади служение совершали совместно и индуистские брахманы и джайнские священники.
Спустя примерно сто лет, после постройки и освящения храма Басади, во время правления царя Сомешвары, брахманы начали борьбу с джайнами. Их целью было изгнать джайнов из Лакшми Гунди. Изваяние Вардхамана Махавира было обезглавлено и вынесено из храма. После бесед с брахманами, Сомешвару удалось разрядить обстановку и воцарить в городе мир. На главном алтаре Басади, вместо обезглавленного Вардхаманы Махавира, было установлено изваяние джайнского святого - Тирханкара Нименатха. Брахманы, как и раньше, оставались служить в храме. Но они потребовали от царя, что бы в Басади также были установлены изображения индуистских богов. Тогда с права от главного алтаря, была воздвигнута статуя четырёхликого Брахмы – Бога Творца. Слева от алтаря поместили джайнскую богиню Падмавати. После этого храм стол называться Брахмаджайналая. Вторым по значимости и архитектурному совершенству, в Лакшми Гунди был храм Кашивишвешвара, посвящённый Шиве. В наше время здесь насчитывается около пятидесяти руин различных храмов. Некоторые сохранились очень хорошо, от других остались только стены.

Мирная жизнь джайнов и брахманов продолжалась в Лакшми Гунди до начала XIV века, пока не началось мусульманское завоевание Декана. Войска Делийского Султаната разрушили город и разграбили богатые храмы. Лакшми Гунди не смог оправиться от нанесённого ему удара и стал приходить в запустение. Во времена расцвета Виджаянагара это был небольшой городок, лежащий на караванном пути. Вместо храмов здесь стали строить постоялые дворы и харчевни, в которых останавливались торговые люди и их слуги. На дорогах вновь стало многолюдно и шумно. Везде возводили загоны для буйволов и лошадей, которых вели в Виджаянагар на продажу.
Во время бесконечных войн Виджаянагарской Империи с Бахманидским Султанатом, город ещё несколько раз подвергался нападению врагов. Падение Виджаянагара окончательно добило Лакшми Гунди. Караванные тропы заросли травой, колодцы высохли. Никто уже не останавливался на постоялых дворах и не обедал в придорожных харчевнях.

Сейчас руины средневековых храмов ещё возвышаются среди крестьянских лачуг, напоминая о прошлом. В Лакунди есть археологический музей, на территории которого и стоит знаменитый храм Брахмаджайналая. Во дворе храма, погрузившись в вечную медитацию, восседает обезглавленная статуя Вардхамана Махавира. Поражает колодец, который находиться совсем рядом с автотрассой, своей глубиной и размерами он превосходил даже городской колодец в Виджаянагаре. Везде горы мусора, в котором роются бездомные свиньи. Заброшенные руины превращены в свалки и из-под куч пластика и грязи на нас смотрят полуразбитые статуи богов и богинь – свидетели прошлого величия, расцвета и упадка. У самой дороги высохший пруд, на берегу которого когда то стоял храм Лакшми. По сухому дну пруда иногда проходят буйволы, мирно пощипывая травку. Пруд со всех сторон был облицован камнем и к воде вели ступени – гхаты, по которым спускались многочисленные верующие, что бы совершить омовение. Тут я нашёл маленькую статуэтку богини Дурги, с отбитой верхней частью. Когда то она была целой и стояла на одной из ступенек, у которой плескалась святая вода. Рядом курились благовония, а кто-то подносил цветы и молился. Сколько ещё подобных этой статуэток, бронзовых или каменных скрыто в этой земле, как и монеты и женские украшения, которые спадали с девушек, когда те окунались в воду. Крестьяне на тракторах вывозят плодородный грунт, со дна пруда, на свои поля, а вместе с грунтом и артефакты….
По всей Индии множество археологических объектов, которые гибнут на крестьянских полях или в лучшем случае законсервированы, но это не спасает их от тропических ливней в сезон дождей. Однажды в Бадами я спросил у своего знакомого, сотрудника археологического музея, здесь столько работы для археологов, почему ничего не исследуют и не раскапывают. Он ответил, что правительство не доверяет учёным. Нет гарантии, что все находки попадут по назначению, в институты или в музеи. Артефакты могут быть украдены во время раскопок как рабочими, так и сотрудниками, а затем с лёгкостью продаются через антикварные и сувенирные магазины. При продаже магазин даёт сертификат, что проданная вещь сувенир - копия под старину, и была сделана в мастерской их магазина. Этого достаточно чтобы легализовать покупку. Вместе с тем любые несанкционированные изыскания строго наказываются. Поэтому чтобы не рисковать, лучше не копать и некому не разрешать.
Comments